В случае адресного фишинга злоумышленник сначала собирает информацию о цели и в зависимости от цели атаки это может быть: адрес электронной почты, имена коллег, знакомых, партнеров, увлечения, цели, покупки в интернет-магазинах и т. д. После этого, на основе полученных данных, мошенник готовит фишинговое письмо или поддельный сайт. В тексте составленного сообщения может создаваться ощущение срочности и убеждения, чтобы заставить жертву выполнить необходимые действия. Сотрудник компании через корпоративную почту открывает полученное фишинговое письмо. В письме он может прочитать рекламный текст или сообщение от службы поддержки, банка, составленный таким образом, чтобы сотрудник перешел на фейковый сайт, открыл вложение или сделал ещё что-то, что необходимо злоумышленнику. В тексте такого письма может предлагаться что угодно. Атака считается успешной, если жертва выполнила то, что требовалось в письме. Идя на поводу у мошенника, сотрудник может нанести ущерб компании. Это выражается в краже конфиденциальных данных компании: документы, данные учетных записей, базы данных, кража интеллектуальной собственности.
В случае клонового и мобильного фишинга подготовительный этап несколько отличается как от адресного фишинга, так и между этими двумя вариантами. Клоновый фишинг не имеет направленности на определенную жертву. Он направлен на широкую аудиторию пользователей. Суть состоит в том, что злоумышленники берут за основу реальное письмо известной компании, банка и т. д., заменяют в нем оригинальные ссылки на ложные, которые переводят на ложный сайт или содержат вредоносное ПО.
Мобильный фишинг, в свою очередь, может быть направлен как на широкую аудиторию, так и на определенного сотрудника компании. Вам когда-нибудь звонили с неизвестного номера, представляясь сотрудниками банка или госслужб, сообщая что у вас не погашен кредит или вы нарушили правила ПДД, но у вас нет машины и кредит вы не брали? Если такой случай был ― это попытка фишинговой атаки. SMS-фишинг — это злобный брат-близнец телефонного фишинга, который осуществляет те же действия, что и телефонный фишинг, но с помощью смс-сообщений, добавляя к ним вредоносные ссылки.
При использовании фарминга злоумышленники готовят поддельный сайт, неотличимый от оригинала, на который через редирект перенаправляют пользователя.
Если вы когда-то сталкивались с тем, что после авторизации в онлайн-банке вам приходило уведомление о том, что ваш счет скомпрометирован, а его состояние равнялось нулю, то вы стали жертвой фарминга.
Поэтому, чтобы избежать вышеописанных случаев, необходимо улучшить антифишинговую защиту компаний, повысив уровень знаний в сфере информационной безопасности сотрудников предприятий разных сегментов бизнеса.