Я хочу получать рекламную информацию об услугах ООО «Фишман» по любым доступным каналам коммуникации, в том числе в виде смс-сообщений на указанный мной номер сотового телефона
  • /
  • /

Цифровая гигиена: фантастические фейки, и где они обитают (Часть 2)

Дата публикации: 14.07.2022
Время на чтение: 4 мин.
  • Алексей Горелкин
    Генеральный директор Phishman
Содержание статьи:

Время - деньги: как фейки становятся угрозой для здоровья коллектива

По сути, информация, которую представляет из себя фишинг – тоже фейковая. Мы ждем письма от важного клиента, или получаем рассылку от любимого бренда, или заходим на сайт со скидками – но вместо желаемой информации от доверенного источника оказываемся на сайте злоумышленников.
Фишинг – это самая опасная форма фейка, которая ведет к потере данных, и из-за этого – к потере работоспособности.

Но возможность качественно работать можно потерять и без целенаправленных действий злоумышленников-фишеров. Хватает одного нерелевантного факта, которому мы поверили на рабочем месте.

Когда это случилось существует два, и оба – плохих сценария развития событий.

Первый – вы прочитали интересную, важную новость, напрямую связанную с вашей жизнью (неважно, фейк или нет), получили заряд со знаком «плюс» или «минус», и вернулись к требующей внимания работе.

И вместо работы продолжаете переваривать полученные эмоции, и, как следствие, теряете часть внимания. Понижение уровня внимания ведет к понижению осознанности, в том числе и киберосознанности. Чем ниже находится наша киберосознанность – тем выше вероятность появлении ошибок, связанных с невнимательной работой с информационными и кибернетическими пространствами. Ошибки нужно исправлять. Исправлять ошибки – тратить время. А время – это деньги.

Резюмируем: потребление эмоционально заряженной информации требует внимания, которого потом не хватает на рабочие задачи. Мало внимания – много ошибок; а за ошибки платит либо работодатель, либо работник.

На одной волне, или почему мы уязвимы, когда отвлекаемся на новости во время работы

Второй сценарий – еще хуже. После взаимодействия с непроверенной, но интересной, эмоционально захватывающей информации вам мало было потери личной эффективности, и вы стали распространять новость по всему коллективу. Вместо работы начинается переписка в чатах, переживания на тему новостей, понижение внимание у всего коллектива. Коллектив на стремительной гормональной волне переключает внимание с рабочих задач на обсуждение новостей, и когда ситуация выходит из под контроля ей могут воспользоваться не только конкуренты по рынку, но и хакеры, фишеры и прочие злоумышленники.


В последние годы количество информации растет по экспоненте, и вместо осознанного к ней отношения проявляется информационное чревоугодие, и это слово выбрано не зря, так как мы поглощаем информацию ради самого поглощения, а не ради познания, выживания, или красоты.

Почему нас не учат распределять ценность полученных новостей? Информационное чревоугодие

Другая проблема перенасыщенного информационного потока: из-за того, что фактов становится много мы начинаем к ним равнозначно относится, хотя умом можем понимать разницу в ценности. Пример: новость о новой консьержке в вашем подъезде, которой не хочется, но надо платить, или новость о взрыве атомной электростанции в Японии, которая гаранированно вызовет изменения климата по всей планете вызовут у вас одинаковую по силе реакцию. Вы «понимаете» оба факта, но из-за перегрузки мозг не может распределить их ценность. Оба факта – из очень разных областей, а события происходят на разном расстоянии от вашей жизни (если вы, конечно, не живете в Японии). Мы не успеваем распределять, и проверять ценность услышанного просто потому, что нас этому не учили. Но сейчас становится очевидным: без этого навыка успешно жить и работать будет трудно.

Основы цифровой гигиены

Один из немногих эффективных способов борьбы с фейками – это умение отсекать целые категории вопросов, на которые можно ответить с помощью сети. Прямо сейчас идет мощная информационная война, связанная с политикой. И работа – явно не то место, на котором нужно хоть как-то отвлекаться на новости, релевантность которых неминуемо приходится проверять.

Другой – всегда проверять одни СМИ другими. И агрегатор Яндекса, и принадлежащие Meta* (*признан экстремисткой организацией в РФ) Instagram и Facebook, и ваша лента новостей в других социальных сетях (из-за того, что чаще всего она подбирается по методу «мне это нравится») однобоко подсвечивает информацию. И хорошо, когда у информации «несколько боков». Когда их всего два – мир начинает делиться на черное и белое, а это, очевидно, совершенно далекая от объективности картина реальности.

Положительная и негативная информация: почему мы не можем оторваться от чужих неудач?

А в случае, когда в информационном потоке преобладает негативная информация, даже подтверждающая вашу правоту – у вас повышается шанс депрессии. В самых информационно насыщенных городах (если судить по количеству специалистов в сферах, требующих высокую скорость и точность обработки данных) Санкт-Петербурге, Москве, а так же в Московской области самый высокий уровень потребления антидепрессантов. И это не только потому, что к ним проще доступ из-за повышенного интереса к психиатрии в последние годы, но из-за того, что люди не могут оторваться от новостей с негативным подтекстом, которая порождает стресс, связанный с выживанием.

И, по иронии, проще сесть на бесконечный поток «чернухи», чем радостных новостей про то, что построили новую школу или открыли новый химический элемент. Позитивные новости требуют развитой эмпатии для того, чтобы нести эмоциональный заряд. А негативные новости, особенно новости о чужом несчастье создают эмоциональное эмоциональное подкрепление в духе «у нас-то не так всё плохо», граничащее с подсознательным злорадством.

Это всё – лишнее на работе. Очень часто и лишнее в жизни. Фильтровать категории и СМИ в 2022 году в информационном веке – это обязательная гигиена, как чистка зубов или мытьё рук после улицы. Многим людям неочевидно последнее, что уж говорить про бережное и внимательное отношение к своей ленте.

Цифровая гигиена как драйвер личной продуктивности

Проверять надо всё – даже «Википедию». А награда – не только уменьшенное количество ошибок на работе, повышение эрудиции, лучшее ориентирование в жизни в следствие того, что голова не захламляется ненужными рациональными фактами и эмоциональной реакцией на них, но нечто большее: возможность не вовлекаться в эмоциональную реакцию с той информации, которая по неоднократно лично проверенным данным в ходе исследований и ошибок доказала, что не стоит восприятия, потому что ненужная и вредная.

Ваш Phishman. Проверяйте свои источники, и да пройдет мимо вас любой фейк!
Cтатья была для вас полезной?

Читайте по теме